На GSMA Thrive Eurasia представители телеком-отрасли обсудили перспективы 5G в B2C и B2B сегментах

Москва, Россия, 19 ноября 2020 г. — Компания Huawei выступила в качестве ведущего партнера по теме 5G на конференции GSMA Thrive Eurasia. При поддержке Huawei состоялся круглый стол «Стратегия коммерческого и технического развития операторов», модератором которого стал Таир Исмаилов, директор по стратегическому взаимодействию в России и СНГ, GSMA.

В дискуссии участвовали вице-президент по стратегии и развитию МТС Александр Горбунов, директор по стратегии и развитию бизнеса МегаФона Александр Соболев, исполнительный вице-президент по технике ПАО «ВымпелКом» Валерий Шоржин, директор по стратегическому развитию компании «Ростелеком» Алеся Мамчур, CTO Huawei Пол Сканлан. Они поделились своими экспертными мнениями о развитии технологии 5G в B2C и B2B сегментах.

Александр Горбунов, вице-президент по стратегии и развитию МТС, считает, что снижение себестоимости трафика в 5G может способствовать запуску новых бизнес-моделей. При этом появление каждого нового поколения также решает задачу повышения емкости сети и дает возможность разгрузить существующие сети (offload). «Для B2B/B2G сегмента технология 5G является революционной, так как она может дать гарантированную низкую сетевую задержку и высокие скорости, необходимые для дистанционного мониторинга и управления. Всё большую роль будет играть видеонаблюдение, так как видеокамеры дешевеют, а технологии видеоаналитики с использованием AI стремительно развиваются, что уже приводит к росту спроса в отдельных отраслях, например, в строительстве», – поделился мыслями Александр Горбунов.

Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса МегаФона, утверждает, что для B2C 5G  это, в первую очередь, эффективность использования спектра, позволяющая обеспечить более высокую скорость для большего количества девайсов. Однако, в данный момент сложно найти пути прямой коммерциализации 5G на массовом рынке. Даже кейс фиксированного беспроводного доступа (FWA) в российских реалиях низкого ARPU не особо окупается. Для корпоративного же заказчика важно решение прикладных задач. «Основные задачи можно решить на уже существующих технологиях: private LTE, NBIoT, LoRa, MCPTT и тд. 5G будет необходим только в ~10-15% сценариев с повышенными требованиями к задержкам, например, в отдельных задачах непрерывных производств»,  считает Александр Соболев.

Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент по технике ПАО «ВымпелКом» (бренд Билайн), отметил, что в  первую очередь,  5G  на практике найдет коммерческое применение на  корпоративном рынке, причем Билайн уже активно тестирует со своими B2B-клиентами пилотные кейсы на основе этой технологии. На массовом же  рынке необходима не только высокая скорость, но и какие-то новые  продукты, востребованные потребителями. Но, как показывает опыт внедрения  предыдущих стандартов связи, появление новой технологии в коммерческом, а не пилотном доступе  автоматически двигает появление новых приложений и продуктов.

В части стоимости развертывания сети необходимо учитывать  комплекс факторов, связанных как с системным решением вопросов ЭМС, упрощением доступа к инфраструктуре и сетям энергоснабжения, так и решением вопросов по доступности  частотного диапазона. Для этого операторы договорились о создании СП, которое займется проблемой выделения частот в интересах всей отрасли. Что касается строительства сетей, то договоры совместного использования инфраструктуры уже проверенный путь, доказавший свою эффективность при развитии сетей LTE.

Алеся Мамчур, директор по стратегическому развитию «Ростелекома», уверена, что технология 5G способна дать «второе дыхание» фиксированному беспроводному доступу FWA, особенно учитывая большое количество населенных пунктов России, обеспеченных магистральной инфраструктурой, с большим количеством частных домовладений.

Компания «Ростелеком» видит себя как цифрового партнера и интегратора, способного под ключ поставлять заказчикам в различных отраслях решения в области умного города, транспорта, медицины, добычи и других на базе технологии 5G.

«У промышленных заказчиков два основных запроса к 5G – надежная инфраструктура для цифровизации производства и конечные цифровые сервисы для повышения эффективности бизнес-процессов и взаимодействия с клиентами. Потребители заинтересованы в решениях под ключ», – говорит она. Российские рыночные игроки поддержали идею объединения усилий операторов связи по развитию сетей 5G в рамках совместного предприятия. «В связи с планами развивать 5G с использованием отечественного оборудования, готовность которого ожидается не ранее 2023 года, развертывание сетей пятого поколения в России начнется в 2024 году и на первом этапе в самых крупных городах страны», — поделилась Алеся.

Пол Сканлан, CTO Huawei, заявил, что технология 5G снижает OPEX оператора, позволяет более эффективно работать со стремительно растущим объемом трафика, улучшает пользовательский опыт за счет доступа к новым радиоресурсам и существенного повышения эффективности использования спектра.

По мнению Пола, сценарий развития, предусматривающий переход на 5G, оказывается менее затратным чем дальнейшее расширение сетей за счет 4G. Второй вариант требует большего количества ресурсов инфраструктуры сайтов – пространства, электропитания и пр.

«Появляются новые бизнес-возможности для оператора. Например, в B2C – это FWA, когда можно просто зайти в магазин, купить CPE «здесь и сейчас» и решить проблемы скорости домашнего ШПД. Это открывает дорогу новым сервисам, таким как облачный гейминг. В B2B также много новых возможностей, связанных с повышением эффективности и выручки – в этом можно убедиться, ознакомившись с успешным проектом угольной шахты в Китае. Большие перспективы в области indoor – мы видим, что основная часть сценариев именно там. На рынке есть и эффективные решения для этого, например LampSite Huawei – уже сейчас идет массовое развертывание в Китае», – рассказал Пол Сканлан.